Мукор рисунок под микроскопом

§ 15. Плесневые грибы и дрожжи

Мукор рисунок под микроскопом

1. Где поселяется плесень?

Обычно плесень поселяется на старых испорченных продуктах полежавших во влажных и тёплых местах: на хлебе, на овощах и  фруктах, на открытых поверхностях молочных продуктов, а также на сырых стенах и тканях. 

2. Для чего нужны дрожжи?

Дрожжи используются в хлебопекарном деле для изготовления пышного дрожжевого теста. Также дрожи применяются для изготовления кваса, пива и некоторых других напитков.

Лабораторные работы

Лабораторная работа: «Плесневый гриб мукор»

1. Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из тонких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.

2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.

3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.

4. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Лабораторная работа: «Строение дрожжей»

1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1—2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рисунком 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты — почки.

Дрожжевые клетки под микроскопом выглядят и почкуются точно также, как и нарисовано в учебнике на рисунке 50.

2. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.

3. На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.

Вывод: Дрожжи — это одноклеточные грибы. Клетка дрожжей имеет шарообразную форму и состоит из оболочки, ядра, цитоплазмы и вакуолей. Клетки дрожжей размножаются почкованием. При почковании у материнской клетки появляется почка, в которой образовывается ядро, вакуоль и т.д. После вырастания почка отсоединяется от материнской клетки становясь новым самостоятельным организмом.

Вопросы в конце параграфа

1. Какое строение имеет мукор?

Плесневый гриб мукор представляет собой грибницу, состоящую из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки со множеством ядер в цитоплазме. 

2. Как он размножается?

Мукор размножается либо спорами, либо обрывками грибницы.

В первом случае споры образуются в небольших чёрных головках на концах нитей грибниц (спорангиях). После созревания спорангии лопаются и споры разносятся ветром, а после попадания в благоприятную среду прорастают в грибницу.

При размножении обрывками грибницы мукора достаточно попасть с благоприятную среду и продолжить рост на новом носителе.

3. Из чего получают лекарство пенициллин?

Лекарство пенициллин получают из вещества, которое образуется в клетках плесневого гриба пеницилла. Лекарство, получаемое из этого вещества, способно убивать некоторые виды болезнетворных бактерий. 

4. Чем пеницилл отличается от мукора? Что общего у этих плесневых грибов?

Отличия пеницилла от мукора:

  • у пеницилла грибница состоит из ветвящихся нитей, а у мукора — из одной разросшейся клетки с множеством ядер в цитоплазме;
  • споры пеницилла расположены в мелких кисточках на концах нитей грибницы, а споры мукора расположены в спорангиях — небольших черных головках на концах нитей грибницы;
  • в клетках пеницилла находится полезное вещество, из которого изготавливают лекарство пенициллин, а в клетках мукора такого вещества нет.

Сходство пеницилла и мукора:

  • и пеницилл, и мукор относятся к плесневым грибам;
  • для развития пеницилла и мукора необходима влажная и тёплая среда;
  • и пеницилл, и мукор являются сапрофитами, то есть получают питательные вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

5. В чём особенность строения и размножения дрожжей?

Дрожжи — это микроскопические плесневые грибы, которые состоят из одной клетки в форме шарика. При попадании в питательную среду с большим содержание сахара дрожжи начинают активно расти и размножаться, выделяя при этом некоторое количество спирта и углекислого газа. Именно эти пузырьки углекислого гази и делают дрожжевое тесто лёгким и пористым.

Размножение дрожжей происходит методом почкования:

  • на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость;
  • выпуклость увеличивается и вырастает в самостоятельную клетку;
  • после достижения определённого размера новая клетка дрожжей отделяется от материнской.

6. Для чего разводят дрожжи?

Дрожжи разводят для того, чтобы создать благоприятную среду для активного роста и размножения этих плесневых грибов. Для создания такой питательной среды нужна тёплая жидкая масса с большим содержанием сахара.

Подумайте

Как можно объяснить появление плесневых грибов на хлебе, фруктах и других продуктах?

Хлеб, фрукты и другие продукты являются примером благоприятной среды для размножения и роста плесневых грибов, так как они достаточно влажные, тёплые и могут обеспечить грибницу необходимыми питательными веществами. Споры плесени находятся в воздухе и оседают на различные предметы. Попадая на фрукты, хлеб и другие продукты споры начинают развиваться, что и приводит к появлению грибницы плесени. 

Словарик

Плесневые грибы — это вид грибов, образующих широко разветвлённую грибницу и не имеющих крупных и хорошо заметных плодовых тел. К таким грибам относится мукор, пеницилл и дрожжевые грибы.

Дрожжи — это микроскопические плесневые грибы, состоящие из одной клетки и способные быстро расти и размножаться в питательной жидкости богатой сахаром.

Мукор — это плесневый гриб сапрофит, который может поселиться на хлебе, фруктах, овощах и на конском навозе.

Пеницилл — это плесневый гриб сапрофит, который образуется на пищевых продуктах и на почве. Из вещества, находящегося в клетках гриба пеницилла изготавливают необходимое для лечения многих болезней лекарство пенициллин.

Спорангии — это небольшие чёрные головки на концах нитей грибницы. В спорангиях образуются и вызревают споры грибов.

Источник: https://bio-geo.ru/uc-pasechnik-5-15/

Гриб мукор – особенности строения, размножения и питания – Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Мукор рисунок под микроскопом

Гриб мукор относится к царству Грибы, отделу Зигомикота. Огромный вклад в изучение данного представителя внесли труды Николая Наумова, описавшего около двухсот видов. Появление первых мукоровых грибов отмечают с протерозойской эры.

Рисунок и строение плесневого гриба

Грибы рода мукор можно обнаружить в почве, помете, встретить на просроченных продуктах питания. 

Формирование гриба происходит в виде мицелия – белой плесени, которую видно невооруженным глазом. Затем мукор начинает подниматься вверх посредством гифов, на которых созревают спорангиеносцы. На их концах образуются шаровидные утолщения. Микроскопически в этих образованиях ядра расположены в большом количестве, что ведет к уплотнению цитозоля (цитоплазмы) на периферии.

На картинке показано схематичное строение гриба мукора. В центре формируется безъядерный столбик, а краевые структуры идут на формирование органов спороношения. По мере созревания мукора происходит разрыв спорангия и высвобождение спор. Когда митоспоры высыпаются, часть оболочек остается прикрепленной к стенке. Такие структуры получили название «воротничка».

Как выглядит мукор под микроскопом

Грибы относятся к эукариотам – организмам, клетки которых содержат оформленное ядро. 

В состав клетки входят:

  • клеточная мембрана;
  • цитоплазма и ядро, составляющие протопласт;
  • вакуоли – клеточные элементы, ответственные за внутриклеточное пищеварение.

В состав клеточной оболочки мукора входит хитозан. Последний выполняют опорную функцию. Так, каркасом мицелия и гиф служит клеточная оболочка, которая может кальцифицироваться в процессе жизни.

В строении гриба присутствует плазмолемма, отграничивающая протопласт. Она необходима для контроля поступающих в клетку веществ.

Основная энергетическая субстанция – митохондрии, погруженные в цитоплазму наряду с другими органеллами.

Другая составляющая протопласта – ядро. Значительное число ядер входит в состав мицелия – тела гриба. Роль корней выполняют гифы. Они могут быть разделены перегородками – септами, которые отсутствуют у мукора. Поэтому данный представитель состоит из несептированных гиф. По скорости роста гиф мукорные грибы быстрорастущие.

Размножение мукора

Жизненный цикл представлен двумя фазами развития: гаплоидной и диплоидной. Мукор существует в основном в бесполой стадии. Двойным набором хромосом обладает только зигота.

Белая плесень представлена спорангиеносцами. Именно там созревают спорангии, в которых образуются спорангиоспоры.

Половая стадия носит название зигогамии. Мицелии соединяются с образованием перегородок, так происходит объединение содержимого. В результате образуется зигота. Необходимое условие – соприкосновение мицелиев противоположного знака, только в этом случае возможно слияние мужской и женской клетки. 

При попадании в благоприятные условия зигоспора прорастает. В дальнейшем в ходе мейоза в клетке остается только одно ядро. После этого клетка переходит в состояние митоза. По способу размножения в жизненном цикле преобладает гаплоидная стадия.

Питание гриба

Происходит в кислородной среде, при повышенной влажности. Цельные органические вещества – идеальная среда существования гриба. Белая плесень – сапротроф. 

Относительно пищевых продуктов напрашивается следующий вывод: чем выше содержание углеводов в среде, тем более она будет благоприятна для развития плесневелого мукора. Сюда относятся:

  • картофель;
  • хлеб;
  • молочные продукты.

Использование и значение в природе

Представители мукоровых выражены как одноклеточными, так и многоклеточными формами. По отношению к жизнедеятельности человека выделяют патогенные и промышленно полезные виды. Так Мукор Зимний применяют при изготовлении молочных изделий, дрожжей. Помимо биологии, в фармации из мукора получили пенициллин, который применяют в борьбе с бактериями.

Опасность белой плесени

По отношению к жизни человека мукор является паразитом. Вырастает в загрязненных условиях, чаще всего средой обитания является просроченные пищевые продукты. 

Патогенные возбудители могут вызвать мукоромикоз внутренних органов. Поселяясь на продуктах питания, развивается их плесневение. Употребление зараженных продуктов может привести к дисбактериозу, отравлению, синдрому раздраженной кишки.

Заключение

Мукор имеет ряд особенностей, что позволяет дифференцировать его с другими представителями грибов по внешнему виду. Для его созревания необходимы определенные условия выращивания, что отличает данное семейство плесневых грибов.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/biologija/82038-grib-mykor-osobennosti-stroeniia-razmnojeniia-i-pitaniia.html

Гриб мукор – Общая информация – 2020

Мукор рисунок под микроскопом

К Надцарству грибов относятся также плесени, которые появляются как пушистый налет на овощах, хлебных продуктах, навозе. Так, свежий навоз скота в теплом месте через некоторое время покрывается налетом белой плесени в виде паутины. Так развивается гриб мукор.

Для жизнедеятельности этого гриба необходимы органические вещества, влага и тепло. Поэтому плесень в большинстве случаев распространяется в сырых, теплых и темных местах. При рассмотрении мукора через лупу или под микроскопом видны прозрачные ветвистые нити, не имеющие перегородок.

Нить – это всего лишь одна сильно вытянутая клетка.

Грибные нити переплетаются между собой, формируя сплетения – грибницу. Вертикально вверх от грибницы поднимаются нити с черными головками на концах. Эти головки заполнены мельчайшими «зернами» овальной формы – спорами.

Такая спора является живой отдельной клеткой, под оболочкой которой заключено ядро и протоплазма. Все грибы, в том числе мукор, размножаются посредством спор. После созревания споры высыпаются из разорвавшихся черных головок и уносятся ветром на большие расстояния.

При попадании на благодатную питательную среду – на навоз или перегнивающие остатки растений споры грибов прорастают и дают начало грибнице.

Нити плесневого гриба прозрачные, так как в них не содержится хлорофилл. Этим гриб отличается от нитчатой водоросли. Но без хлорофилла у гриба нет возможности создавать органические вещества. Это объясняет тот факт, что для своего роста и развития гриб должен питаться готовыми органическими веществами из перегнивающих остатков растений или помета животных.

Классификация

Грибы мукор и пеницилл являются представителями класса зигомицеты. Их мицелий представлен неклеточной структурой без перегородок. Это характерная черта низших грибов. Систематики различают 60 видов мукора. Этот гриб еще называют белой плесенью, поскольку на субстрате его гифы формируют светлый налет.

Мицелий мукора — это одна большая неразветвленная клетка, в цитоплазме которой находится большое количество ядер. Перегородки, или септы формируются только в период размножения. Это обеспечивает отделение спорангиев, которые являются репродуктивными органами низших грибов.

Среда обитания

В природе не существует такого места, где гриб мукор не мог бы поселиться. Главные условия развития белой плесени — наличие питательных веществ в субстрате, тепло, воздух и влага. «В поисках пищи» гифы мукора могут проникать в штукатурку, кирпич и бетон, разрушая строительные конструкции.

Если благоприятных условий не наступает, споры плесени покрываются плотной оболочкой, а интенсивность обменных процессов в цитоплазме снижается. В таком состоянии они могут находиться продолжительное время. Когда условия изменяются, из спор быстро вырастает новый мицелий.

Традиционные места обитания мукора — органические остатки, продукты питания и верхний слой почвы, который богат гумусом. Гифы плесени обнаруживали даже на конструкциях атомных реакторов и орбитальных спутниках.

Для всех грибов, в том числе и белой плесени, характерен гетеротрофный тип питания. Это означает, что данные организмы способны поглощать только готовые органические вещества.

Все грибы — сапротрофы, или разрушители органического вещества. Такой способ питания также характерен для бактерий, некоторых водорослей.

Сапротрофы способны разлагать вещества как растительного, так и животного происхождения.

Размножение

Основным способом размножения мукора является бесполый. Он осуществляется путем образования спор — клеток бесполого размножения. Наиболее интенсивно их формирование происходит при наличии достаточного количества питательных веществ в субстрате. Споры переносятся с помощью ветра на дальние расстояния, поэтому мукор легко распространяется.

Половой процесс происходит при наступлении неблагоприятных условий. Когда органики в почве становится недостаточно для развития гиф, эти структуры сближаются. Они соединяются в области гаметангиев — органов полового размножения.

Результат этого процеса — диплоидная зигота, из которой впоследствии прорастают гифы. Далее, фазы жизненного цикла повторяются. В ходе этого процесса могут принимать участие как гифы одного мицелия, так и разных.

В первом случае виды называются гомоталличными, а во втором — гетероталличными.

Строение гриба мукор

Визуально одноклеточный мицелий плесени выглядит как белый налет. Совокупность гиф образует колонии. С течением времени они темнеют. Это значит, что начался процесс созревания спор.

Развиваются эти клетки бесполого размножения в специальных органах. Они называются спорангии. Это черные шарики гриба мукора. Созревая, их оболочки растворяются при воздействии влаги.

При этом в воздух попадают тысячи спор, которые легко переносятся при помощи ветра.

У гриба мукора они имеют форму округлой головки. Спорангии могут быть и разветвленными: моно-, симпоидально- или кистевидно-.

Значение в природе и жизни человека

Некоторые виды белой плесени используют в пищевой и медицинской промышленности. К примеру, китайский, кистевидный и улитковидный мукор применяют в качестве закваски и сброжения молочных продуктов питания.

Известен также способ получения антибиотиков из мицелия и этилового спирта из клубней картофеля с применением мукора. Такая сфера использования обусловлена его высокой ферментативной активностью.

Поскольку гриб применяется в промышленных масштабах, его культивируют в лабораториях.

Но если вы обнаружили белый налет на стенах, мебели или продуктах питания, от него нужно срочно избавиться. Это даже несмотря на то, что реальную угрозу для человека и животных представляет только несколько видов гриба.

Дело в том, что белая плесень вызывает опасное заболевание, которое называется мукормикоз. Обычно он поражает сразу несколько органов, характеризующихся определенными симптомами.

К примеру, при носо- мозговом мукормикозе наблюдается резкое повышение температуры тела и головная боль, покраснение и отек кожи, болевые ощущения в области лица, нарушение функции зрения. Поражение легких можно определить по характерному кашлю с выделением кровяной мокроты.

Лихорадка и боль в боку могут быть признаками почечного мукормикоза. Установить точный диагноз можно только при помощи химико-биологического анализа.

Итак, гриб мукор, или белая плесень является представителем низших грибов класса зигомицеты. Его мицелий представляет собой единую неразветвленную многоядерную клетку. Тип питания — сапротрофный. Его суть заключается в разложении мертвой органики.

Для развития гриба мукора необходимы питательные вещества в субстрате, тепло и влага. Благодаря высокой ферментативной активности белую плесень используют в пищевой и фармацевтической промышленности.

Некоторые виды этого гриба способны вызывать опасное заболевание – мукормикоз.

Использование

Среди 60 видов мукора есть весьма полезные для человека, ведь с их помощью:

  • делают сыры. Для приготовления популярных тофу и темпе берут закваску на основе мукора, а мраморные и голубые сыры создают на основе голубой «благородной» плесени,
  • готовят колбасу. Такие деликатесы характерны для Италии и Испании, где существуют особые технологии по обработке мясных изделий. В соответствии с ними, колбасы в течение месяца находятся в подвальном помещении, где покрываются белой или светло-зелёной плесенью. Затем проводится специальная обработка продуктов, и через 3 месяца они полностью готовы к дальнейшему употреблению,
  • изготавливают картофельный спирт,
  • добывают лекарства. Из рамманианового мукора производят особый вид антибиотиков — рамицин.

Сыр который делают на основе мукора

Но мукор несёт не только пользу. Некоторые его виды способны навредить здоровью человека. Среди наиболее известных заболеваний, провоцируемых плесенью, — мукоромикоз. Попадая в человеческий организм, гриб поражает внутренние органы, провоцируя гибель организма. Также могут заразиться животные.

Из 60 видов реальную угрозу человеку представляют только пять, а ещё несколько опасны для животных.

Мукор, или белая плесень — довольно примитивный организм, который развивается быстрыми темпами при наличии подходящих условий. Некоторые его виды культивируются в лабораториях для дальнейшего использования в кулинарии и медицине. Но в бытовых условиях от такого «украшения» на стенах, поверхностях и продуктах следует избавляться в кратчайшие сроки во избежание проблем со здоровьем.

Внешний вид: описание и строение

Люди, далекие от микологии, иногда сталкиваются с колонией гриба мукора. У него несколько этапов развития: в самом начале представляет собой налет белесого пушка, именно поэтому в народе он больше известен под именем белой плесени. Хотя нередко бывает бежевым или сероватым.

В зависимости от среды, отдельные волоски достигают нескольких сантиметров в высоту. Со временем пятно темнеет. Это происходит, когда на кончике каждого волоска созревают черные головки со спорами – спорангии.

Строение плесневого гриба мукора очень простое. Мицелий погружен в субстрат и представляет собой сеть белых нитей (гиф) разветвляющихся и постепенно утончающихся к перефирии. Колония белой плесени — это растущие вверх от тела грибницы спорангиеносцы, на которых образуются головки спорангиев со спорами. Строение легко увидеть под микроскопом.

Для питания грибу мукору необходим кислород, высокая влажность, тепло и органика. Белая плесень с одинаковым успехом поселяется в навозе, продуктах питания и в верхних слоях почвы – там, где больше всего неразложившихся растительных остатков.

По способу питания белую плесень относят к сапротрофам (извлекает питательные вещества из мертвого органического материала). Ему подойдут любые продукты, обладающие высокой калорийностью.

Поэтому высокоуглеводный хлеб, картофель, фрукты, являются лакомыми объектами для разнообразия меню.

В чем опасность

Безобидный, казалось бы, гриб может вызвать мукоромикоз – крайне редкое, но опасное поражение внутренних органов грибом мукором. Встречается у животных и человека. Споры, попадая в легкие или в порезы на коже, начинают развиваться: тепло, влажно и есть кислород. Это возможно только при снижении защитных функций организма. Правда, опасность представляют не более 5 видов из 60 известных.

Как вырастить

Стремительное развитие и нюансы размножения сделали белую плесень отличным объектом для проведения опытов: все стадии развития видны под микроскопом и представляют практический и научный интерес. Провести эксперимент по выращиванию гриба мукора очень легко. Почему? Потому что споры белой плесени есть практически везде – распространяются потоками воздуха.

Для опыта необходимо:

  1. Создать среду для питания в отдельной емкости (можно использовать тарелку). Например, увлажнить кусочек хлеба или положить на мокрую основу: кусочек ткани, промокательной или фильтровальной бумаги.
  2. Хлеб изолировать, накрыв сверху стеклянной банкой, стаканом или прозрачным пакетом.
  3. Поместить конструкцию в тепло при температуре не ниже 20°С. Допустимые колебания – до 25°С.
  4. В течение нескольких дней при условии, что хлеб постоянно находится во влажной среде, на нем появится белый пушок гриба мукора, который затем постепенно потемнеет.

Источник: https://ru.blabto.com/4537-mukor-mushroom-peculiarities-of-structure-and-vital-a.html

Занятие «Почувствуй себя микологом». Практикум: «Рассматривание под микроскопом плесени, выращенной дома»

Мукор рисунок под микроскопом

Занятие «Почувствуй себя микологом»

Практикум:«Рассматривание под микроскопом плесени, выращенной дома».

Цель занятия: познакомиться со строением плесневых грибов на примере мукора, найти особенности строения мукора в сравнении с пенициллом (организовать самостоятельную деятельность учащихся для исследования плесневых грибов).

Задачи мероприятия:

Образовательная:

  • Познакомить учащихся со строением плесневых грибов на примере мукора.

  • Расширить и углубить знания о представителях Царства Грибы.

  • Создать условия для расширения кругозора учащихся через знакомство с отдельными представителями грибов.

Развивающая:

  • Создать условия для развития умений работы с микроскопом.

  • Создать условия для развития у учащихся исследовательских умений и навыков.

  • Продолжить работу по формированию умения применять имеющиеся знания о плесневых грибах для объяснения конкретных явлений (появления плесени).

  • Продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, готовить микропрепараты и рассматривать  их под микроскопом, навык выполнения биологического рисунка.

Воспитательная:

  • Подвести учащихся к выводу о том, что многообразие грибов связано с разнообразием условий их обитания и адаптации к ним.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип занятия: исследование объекта, комбинированный.

Планируемые результаты

Предметные результаты

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков грибов); сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов.

  • В сфере трудовой деятельности: соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

Личностные результаты

  • Знание основных принципов здоровьесберегающих технологий.

  • Сформированность интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

УУД (метапредметные)

Регулятивные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

  • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Познавательные УУД

  • Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал;

  • Умение находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

  • Умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: культура мукора, готовый микропрепарат «Пеницилл», препаровальная игла, пипетка, ватные палочки,  предметное и покровное стекла, лупа, световой микроскоп, кусочки хлеба (другого продукта) с плесенью.

Участники: В занятии принимают участие учащиеся 4-х классов МКОУ «Михайловская СОШ №1».

Ход занятия

Организационный момент

Занять рабочее место.

Определить тему занятия.

Организация деятельности учащихся.

В начале занятия ребята занимают своё рабочее место.

Добрый день! А что это значит?

Значит день был по-доброму начат!

И для каждого будет событие!

Если новое будет открытие!

Ребята пусть нашим девизом сегодня станут слова «Ужасно интересно все-то, что неизвестно…» (закрепить на доске)

Перед тем, как мы начнем занятие, посмотрите на свои столы и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на занятии? (ответ: Рассматривать под микроскопом плесень, выращенную дома).

Тема нашего сегодняшнего занятия «Рассматривание под микроскопом плесени, выращенной дома».

Цель: познакомиться со строением плесневых грибов на примере мукора, найти особенности строения мукора в сравнении с пенициллом.

Проверка домашнего задания

Отвечают на вопросы учителя

Организует фронтальную беседу

Цель: выявление знаний о грибах.

– Вы оставили кусочек хлеба в мокром полиэтиленовом пакете на кухне и через пару дней, обнаруживаете, что он покрылся зеленым, «пушистым» налетом. В таких случаях говорят, что хлеб «заплесневел» или покрылся плесенью.

Откуда же эта плесень могла взяться, и что она собой представляет? (ответ: Гриб. Мукорпоселяется на пищевых продуктах овощах, хлебе, варенье, на навозе, растительных остатках. Эти грибы не только приносят вред, но и пользу.

Например, в странах Азии гриб мукор применяется для изготовления соевого сыра.)

– К какому царству живых организмов относят плесень? (ответ: Царство Грибы)

-Что вы знаете о грибах? (Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать.

Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлебываем ли прохладные квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности… Гриб – это грибница или мицелий, а все то, что мы ложем в корзину называется плодовым телом. Плодовое тело состоит из пенька и шляпки, на оборотной стороне которой образуются споры, которыми размножаются грибы.)

Время: 2 мин.

Вспоминают устройство микроскопа

Организует фронтальную беседу

Цель: выявление знаний об устройстве светового микроскопа.

Ребята называют части светового микроскопа.

Время: 3 мин.

 Настроить микроскоп

 Организовать работу по подготовке увеличительных приборов к работе, проверить готовность рабочих инструментов у каждого ученика

 Цель: отработка навыков работы с микроскопом.

Подготовить увеличительные приборы к работе.

Изучение нового материала
Время: 15 мин.

1.Разрабатывают план дальнейшей самостоятельной деятельности, учитывая свои возможности.

2.Индивидуальная работа учащихся по инструктивным картам

1. Предлагает каждому ученику инструктивные карты исследовательской работы.

2. Выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося.

 Технологическая карта самостоятельной работы (Приложение 1)

Практикум: Рассматривание под микроскопом плесени, выращенной дома»

Цель: закрепить умения работать с микроскопом,  научиться готовить микропрепараты и рассматривать  их под микроскопом, находить особенности строения мукора в сравнении с пенициллом.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, кусочки хлеба (другого продукта) с плесенью.

 Изучение строения гриба мукора и пеницилла

1.Приготовьте микропрепарат гриба мукора. (Приготовление микропрепарата гриба мукора: Аккуратно, с помощью препаровальной иглы и пинцета, взять часть плесени с кусочка хлеба и поместить в каплю воды на предметном стекле, накрыть покровным стеклом. Рассматривать готовый микропрепарат под увеличением 10х.

Рассмотрите строение гриба мукора

Сравните с готовым препаратом пеницилла.

Зарисуйте и подпишите увиденное.

Найдите отличие мукора от пеницилла, прочитав дополнительный источник информации.

Закрепление материала
Время: 5 мин.

Отвечают на вопросы учителя

Организует фронтальную беседу

Найдите отличие мукора от пеницилла, пользуясь дополнительным источником информации на столе (Приложение 2).

Назовите вред и пользу плесневых грибов.

КонтрольВремя: 5 мин.

Проводят самоконтроль и самооценку образовательного продукта. 

Совместно с учащимися корректирует ответы и оценивает деятельность учащихся.

Цель: выявление правильности выполнения и оформления отчёта.

Учащимся необходимо оценить сначала самого себя, затем провести взаимоконтроль. 

В парах проверяют оформление работы, оценивают друг друга.

Формы контроля и оценки результатов урока.

 Учащиеся совместно с учителем проверяет качество приготовленного микропрепарата, рисунков и надписей.

Рефлексия Время: 5 мин.

Рефлексируют по результату (образовательному продукту) своей деятельности.

Предлагает выполнить рефлексию своей деятельности.

Учитель поднимает руку с зажатой в ней флешкой. Что это? (Флешка).

Что бы Вы хотели сохранить на флешке с сегодняшнего урока? (Ответы).

Учитель мнёт лист бумаги. Это мусор. Что бы Вы хотели выбросить с сегодняшнего урока? (Ответы).

Спасибо, ребята, за отличную работу!

  •  Понравилось ли вам занятие? (Смайлики)

Источник: https://infourok.ru/zanyatie-pochuvstvuy-sebya-mikologom-praktikum-rassmatrivanie-pod-mikroskopom-pleseni-viraschennoy-doma-3671440.html

Антибиотик.Ру
Добавить комментарий