Форма тела круглых червей 7 класс

§ 17. Тип Круглые черви

Форма тела круглых червей 7 класс

Круглые черви — это группа червей, имеющих вытянутое нечленистое, круглое в поперечном разрезе тело (отсюда и название типа), первичную полость тела, заполненную жидкостью и не связанную с внешней средой. В теле у них имеется сквозная кишечная трубка, которая заканчивается анальным отверстием (впервые появившимся в ходе эволюции).

Нематоды (от греч. немас — «нить») — группа круглых червей, к которым относится аскарида. Свободноживущие нематоды — очень мелкие черви длиной от 0,05 до 50 мм.

Они обитают на дне морей и пресных водоемов, в сырой земле и листовом опаде. Паразитические виды обитают внутри других животных и человека, достигая длины обычно 20-40 см.

В мире насчитывается около 20 тыс. современных видов нематод (рис. 60).

Рис. 60. Свободноживущие (1) и паразитические (2-4) круглые черви: 1 — стейтория (морская нематода); 2 — аскарида; 3 — острица; 4 — свайник

Внешнее строение. Тело нематод веретенообразное: оно сужено к переднему и заднему концам. На переднем конце расположен рот, на заднем — анальное отверстие.

В передней части тела на брюшной стороне находится выделительное отверстие. Вдоль тела проходят четыре продольные борозды. У свободноживущих нематод на заднем конце тела имеются хвостовые железы.

Выделения этих желез клейкие, с их помощью черви прикрепляются к субстрату.

Под плотной упругой кутикулой залегает слой эпителиальных клеток. Ниже расположены мышцы — четыре продольные однослойные ленты. Такое строение позволяет круглым червям ползать, изгибая тело.

Кутикула, эпителиальные клетки и мышцы образуют кожно-мускульный мешок (стенки тела). Между ним и кишечником находится первичная полость тела (рис. 61, А).

Она заполнена жидкостью, которая за счет давления поддерживает постоянную форму тела, способствует распределению по телу животного питательных веществ, перемещению продуктов распада к органам выделения.

Пищеварительная система. В отличие от ресничных червей и сосальщиков у нематод имеется анальное (заднепроходное) отверстие, а кишечник имеет вид прямой трубки, проходящей через все тело.

Ротовое отверстие находится на переднем конце тела и окружено губами. Передняя часть кишечника, глотка, имеет плотные мускулистые стенки.

Свободноживущие нематоды питаются бактериями, водорослями, органическими частицами, перегнившими органическими остатками — детритом. Но есть и хищники, паразиты грибов, растений и животных.

У некоторых в глотке имеются выросты кутикулы — своеобразные зубы. С их помощью нематоды прокалывают покровы животных и растений.

Рис. 61. Поперечный (А) и продольный (Б) разрезы через тело круглого червя: 1 — ротовое отверстие; 2 — глотка; 3 — кишечник; 4 — анальное отверстие; 5 — центрольная нервная система; б— выделительное отверстие; 7 — женская половая система; 8 – кутнкула

Газообмен и обмен веществ. У свободноживущих круглых червей газообмен (потребление кислорода и выделение углекислого газа) происходит через покровы тела.

У паразитических нематод необходимая для жизнедеятельности энергия выделяется за счет расщепления накопленного в теле органического вещества — гликогена.

В связи с отсутствием кровеносной системы питательные вещества и продукты распада в организме переносятся жидкостью первичной полости тела.

Выделительная система состоит из двух боковых слепо замкнутых каналов. Они открываются наружу выделительным отверстием на брюшной стороне передней части тела.

Стенки каналов образованы одной или несколькими очень длинными клетками (их длина может достигать 40 см).

Образовавшиеся в организме вредные вещества поступают в полостную жидкость, затем — в каналы выделительной системы и выводятся наружу.

Нервная система нематод представлена продольными нервными стволами, соединенными кольцевыми перемычками. От них к мышцам и органам чувств отходят нервы.

Органы чувств у круглых червей, особенно у паразитических видов, развиты очень слабо. На передней части тела располагаются щетинки, служащие органами осязания, и обонятельные ямки. У некоторых свободноживущих нематод есть примитивные глаза.

Размножение. Нематоды — раздельнополые животные. Половые органы имеют форму трубок: у самок они парные, у самцов — непарные. У самок — парные яичники, яйцеводы, матка и непарное половое отверстие, которое открывается на брюшной стороне тела.

У самца — один нитевидный семенник, постепенно переходящий в более крупный семяпровод. Он впадает в заднюю кишку перед самым анальным отверстием.

У самца имеются способные выдвигаться кутикулярные иголочки, при помощи которых он вводит сперматозоиды в половое отверстие самки.

Паразиты человека. Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека. Длина самцов человеческой аскариды — 15-25 см, а самок — 20-40 см.

Самцы отличаются от самок еще и тем, что задний конец их тела («хвост») загнут на брюшную сторону.

В организме зараженного человека обитает сразу несколько червей-паразитов, иногда их число может достигать нескольких сотен. Питаются аскариды содержимым кишечника человека.

Аскариды очень плодовиты — каждая самка откладывает около 200 тыс. яиц в год. Яйца по выходе из кишечника человека наружу развиваются в сырой среде, и через 9-13 суток в них формируются личинки. Яйца аскарид могут сохранять жизнеспособность в течение нескольких лет.

С загрязненной пищей или водой они попадают в кишечник человека, где из них вы ходят личинки, которые проникают в кровеносное русло и с током крови переносятся в легкие, пробуравливают стенку, затем при кашле попадают в глотку, проглатываются и вновь проникают в кишечник.

Через 2-2,5 месяца после заражения оплодотворенные самки начинают откладывать яйца.

Кроме аскариды в организме человека могут паразитировать и другие круглые черви, в частности острицы. Это мелкие черви: самцы длиной 5 мм, самки — 12 мм. На головном конце остриц заметно вздутие кутикулы. Задний конец самца закручен спирально, у самки он шиловидно вытянут и заострен. Острицы обитают в толстых кишках, где питаются их содержимым.

Самки со зрелыми яйцами выползают через анальное отверстие, вызывая зуд, и, отложив вблизи него яйца, погибают. Человек заражается, проглатывая яйца. Очень мелкие яйца остриц могут переносить различные насекомые, например мухи, тараканы. Продолжительность жизни остриц в теле хозяина — около одного месяца. После этого наступает самоизлечение.

Однако обычно этого не происходит из-за многократного самозаражения больного.

Паразиты отравляют организм человека своими ядовитыми выделениями, нарушают процесс пищеварения. Для профилактики заражения следует мыть руки, фрукты и овощи, а также гладить нательное и постельное белье, предотвращая возможность попадания личинок к человеку.

Круглые черви произошли от плоских червей путем усложнения строения и жизнедеятельности. У них появляется первичная полость тела и задняя кишка с анальным отверстием. Лучше развиты выделительная, нервная системы, органы чувств.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Почему круглых червей называют также первичнополостными?
  2. Перечислите отличительные признаки внешнего и внутреннего строения круглых червей по сравнению с плоскими. Какие из них свидетельствуют о более высокой организации круглых червей?
  3. Охарактеризуйте образ жизни представителей типа Круглые черни.
  4. Как особенности строения кожно-мускульного мешка влияют на характер передвижения нематод?
  5. Какие нематоды паразитируют в организме человека и какие заболевания они вызывают?
  6. Назовите пути заражения человека аскаридами. Как уберечься от этого заражения?

Источник: http://tepka.ru/biologia/21.html

Урок – исследование в 7 классе ФГОС «Тип Круглые черви»

Форма тела круглых червей 7 класс

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

:143405, Россия, Московская область, г. Красногорск, Ильинский бульвар, дом 6.

:8(498) 754-26-38, 8(498) 754-26-39.@: school16.krasnogorsk@gmail.com

Урок – исследование в 7 классе ФГОС

«Тип Круглые черви».

Подготовила и провела: учитель биологии,

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №16

Малюга О.В.

Урок – детектив на тему: «Тип Круглые черви».

Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию знаний о признаках типа Круглые черви, показать на примере аскариды человеческой особенности строения в связи с паразитическим образом жизни, раскрыть многообразие круглых червей и их отрицательное значение;

Развивающие: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы;

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, культуры общения, творческой активности

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организациипознавательной деятельности: индивидуальная, групповая

Оборудование: бланки заданий,  презентация, фрагмент фильма «Гельминты», ЦОР, доска магнитная, магниты, ватман, клей, рисунки, учебники, карточки с домашним заданием.

План урока:

1. Организационный момент.2. Актуализация знаний и цель урока.3. Написание сценария детектива.– Распределение на группы:– Группа 1. «Аналитический отдел»- «Общая характеристика круглых червей.

Внешнее строение»– Группа 2. «Детективы»- «Внутреннее строение»– группа3. «Криминалисты» «Процессы жизнедеятельности»– Капитан полицейского отдела (учитель)- «Цикл развития»

– Группа 4.

«Профилактика правонарушений» -«Меры профилактики»

4.Закрепление- отчет о проделанной работы– Заключительная сцена.5. Домашнее задание.

6. Итоги урока.

7. Рефлексия

ХОД УРОКА

Организационный момент – оценка готовности класса и учащихся к уроку, приветствие учеников и гостей.

Актуализация знаний:

Учитель- Ребята, найдите на слайде представителей «Типа Плоские черви», какие из них хищники, а какие паразиты. Попробуйте определить тип оставшихся червей по внешнему виду. (ответы детей)

Тема урока – «Тип Круглые черви».

Царство – Животные
Подцарство – Многоклеточные
Тип – Круглые черви (Нематоды)
Представители: нитчатый червь, нематоды, ришта, трихинелла, аскариды, острицы, волосатик, киноринх, коловратка,и тд.

Цель: написать сценарий детектива для изучения материала по данной теме.

Написание сценария.

Подготовительный этап – просмотр фрагмента фильма «Гельминты».

Учитель: В 1995 году журнал Nature Australia опубликовал любопытную заметку. Некий австралиец, заглянувший с утра на кухню, обнаружил на столе большого мертвого паука.

Что заставило его прийти умирать в столь не подходящее место? Но еще большее удивление и отвращение хозяин дома испытал, когда увидел перевернутую чашку с остатками вчерашнего кофе на столе – там плавал невесть откуда взявшийся большой червяк … Мистер Грей – человек, с которым произошла эта история – биолог, и он сумел разгадать загадку.

Учитель: Ребята, сегодня вы – полицейские-гельминтологи. Я надеюсь, что с вашей помощью, мы разгадаем эту загадку – преступление и найдем преступника. У вас на партах стоят таблички с названием группы. Каждая группа – это научно- исследовательский центр полицейского отделения гимназии, который занимается изучением «гельминта- преступника». Вам необходимо:

  • Дать общую характеристику типу «Круглые черви»

  • Познакомиться с внешним и внутренним строением гельминта.

  • изучить цикл развития гельминта и процессами жизнедеятельности.

  • предложить меры по профилактике заражения данным паразитическим червем

3. Изучение нового материала или раскрытие преступления.

У каждой группы на столах лежат листы с заданиями, используя текст учебника, вы заполняете отдельные листы и их приклеиваете на листе ватмана. Есть задания, где требуется сделать надписи к рисункам, то вы их делаете. После выполнения заданий, группа сдает отчет возле доски перед другими группами.

Группа 1- Аналитический отдел:

1.Общая характеристика круглых червей:

1. Около 15 тысяч видов2. Тело нечленистое, цилиндрическое, веретенообразное3. В поперечном разрезе круглое4. Первичная полость тела5. Наличие анального отверстия6. Только 1 слой продольных мышц, только изгибается

7. Большинство внутренние паразиты растений, животных и человека.

2.Внешнее строение круглых червей.

Рисунок 4.

Форма тела – веретенообразная
Покровы – кутикула
Длина тела – самки 20-40 см, самцы 15-25 см в длину
Выросты на теле – отсутствуют
Органы на переднем конце – рот с тремя губами
Органы на заднем конце – анальное отверстие.

Группа 2 «Детективы»

Внутреннее строение круглых червей.

Рисунок 5.

Группа 3. «Криминалисты»

Процессы жизнедеятельности круглых червей.

1. Движение – один слой продольных мышечных волокон, только изгибаются.
2. Питание – пища проходит через рот и глотку в трубкообразный кишечник, не переваренные остатки удаляются через анальное отверстие.
3. Дыхание – дышат всей поверхностью тела.
4.

Кровообращение – отсутствует, функции обмена веществ выполняет первичная полость.
5. Выделение – система представлена парой боковых каналов, сливающихся под глоткой в один, открывающийся на брюшной стороне.
6. Чувствительность – нервная система лестничного типа, органы чувств развиты слабо.
7.

Размножение – раздельнополые животные, размножаются только половым способом, оплодотворение внутреннее.

4. Учитель включает ЦОР – Цикл развития аскариды.

Группа 4.«Профилактика правонарушений»

Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами.

1.Мыть руки перед едой, не грызть ногтей и не чистить их зубами;

2. Вести борьбу с мухами.
3.
Соблюдать технологию приготовления мяса и рыбы.
4.
Не использовать неочищенную воду.
5.
Не купаться на диких пляжах.

Физкультминутка

Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не спугнуть. При этом беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки – получится автоматический вздох.

4.Закрепление – отчет о проделанной работы.

Каждая группа у доски рассказывает о проделанной работе.

Заключительная сцена.

Круглые черви имеют повсеместное распространение и высокую численность особей, что указывает на биологический прогресс этого типа червей, не смотря на простоту их организации в связи с паразитическим образом жизни.

Зачитывается развязка детективной истории.

Червяк в кофейной чашке оказался представителем семейства мермитид, относящихся к одному из классов круглых червей – нематодам. Мермитиды распространены по всему свету. Взрослые черви живут свободно в воде или в почве, но их личинки – паразиты членистоногих.

Не оставляют своим «вниманием» ни пауков, ни ракообразных, ни насекомых. Попав в тело хозяина, личинка буквально выедает его изнутри. Когда личинке приходит время, выходить наружу, его хозяин направляется к воде, даже если он обитатель суши.

Паук вместе со своим страшным грузом, подчиняясь неведомому приказу, отправился в поисках ближайшего водоема, им и оказалась чашка с кофе. Здесь созревший паразит разорвал его покровы и вышел наружу. Хозяин Мермитиды больше не нужен – ему «дозволяется» вылезти на сушу.

Видимо, такая история и произошла на кухне мистера Грея.

5. Домашнее задание – Запишите задание на дом: стр. 122-124, карточки с задачами.

Решаем творческие задачи:

1.В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Аскарида человеческая – кольчатый(круглый) червь, который паразитирует в кишечнике человека . 2. Для того, чтобы прикрепиться к стенкам кишечника, у аскариды есть хорошо развитые крючки. 3.

Этот паразит может попасть в организм человека с плохо прожаренным мясом (вода, фрукты , овощи, грязные руки). 4.Аскарида – гермафродит(раздельнополый), которая может откладывать до 20000 яиц(245 тыс.) ежедневно. 5.

Из яйца развивается личинка аскариды, которая называется финна

3.Дать развернутый ответ

Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

6. Итоги урока. Учитель: Подведем итоги, группы дают оцеку каждому члену команды, кто как работал.

7.Рефлексия:

Учитель: продолжите фразу – Я узнал, что….

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-issliedovaniie-v-7-klassie-fgos-tip-krughlyie-chiervi.html

Антибиотик.Ру
Добавить комментарий